Моя клиника выбрать клинику
8-495-150-35-55 (Круглосуточно)
Записаться на прием
Микеланджело, «Сотворение Адама»
Библиотека здоровья
Акции
Скидка 10% для застрахованных по ДМС в РЕСО-Гарантия
на все амбулаторно-поликлинические услуги, не входящие в Программу ДМС.
программы
MedSwiss Premium
Персонализированная медицина и первоклассный сервис 24/7
программы
Карта в детский сад
15 000 руб.
программы
Карта в школу
23 000 руб.
программы
Check-up для женщин
Дополнительно возможно проведение гастро- и колоноскопии со скидкой 5%
72 600 руб.
программы
Check-up для мужчин
Дополнительно возможно проведение гастро- и колоноскопии со скидкой 5%
67 100 руб.
программы
Поликлиника MedSwiss
Дополнительно возможно оказание медицинской помощи на дому
137 500 руб. год
программы
Ведение беременности
Полное ведение физиологической беременности в MedSwiss
132 000 руб.
программы
Детям от 0-1 года
Здоровье вашего ребёнка под постоянным контролем личного врача
231 000 руб
программы
Детям от 1-5 лет
Дополнительно возможно оказание медицинской помощи на дому
121 000 руб. год
программы
Детям от 5-8 лет
Дополнительно возможно оказание медицинской помощи на дому
96 800 руб. год
программы
Детям от 8-18 лет
Дополнительно возможно оказание медицинской помощи на дому
91 300 руб. год

Микеланджело, «Сотворение Адама»

Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполнена Микеланджело Буонарроти, выдающимся мастером эпохи Возрождения, практически в одиночку c 1508 по 1512 гг. – в рекордно короткие сроки для столь масштабного произведения. «Сотворение Адама», одна из центральных фресок росписи, хорошо известна не только знатокам искусства, но и любому активному пользователю Интернет: мало какая картина может соперничать с ней по количеству обработок в фоторедакторах, размещенных в сети.

mikelyandjelo-adam.png
Наиболее распространенная трактовка сюжета фрески: Бог передает Адаму жизненную энергию. Но в «Сотворении Адама» можно увидеть и другие смыслы. Некоторые интерпретации представляют интерес, особенно если автор приводит убедительные доказательства своей версии. Известно, что Микеланджело хорошо разбирался в анатомии. Нельзя разглядеть того, чего не знаешь сам, поэтому не удивительно, что разборы картины с позиций анатомии принадлежат врачам.

В 1990 году в журнале американской медицинской ассоциации опубликована статья доктора Frank Lynn Meshberger1. Доктор Meshberger ссылается на сонеты Микеланджело, в которых при описании акта творчества мастер отводит главенствующую роль разуму:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

«Рука, послушная рассудку» и скрытая в материале мысль – ключевые, по мнению доктора Meshberger, слова. Он утверждает, что на знаменитой фреске Адам уже престает перед зрителем живым, то есть сотворение, как таковое, состоялось раньше, а на картине запечатлен момент наделения Адама интеллектом. При этом линии в изображении Бога в окружении ангелов и облака Славы Божьей (розовый «плащ») соответствуют очертаниям борозд, извилин и других анатомических структур на срезе головного мозга человека.

anatomia-mozga.png
Анатомические структуры на продольном срезе головного мозга.

adam-mozg.png
Взгляд на фреску «Сотворение Адама» с позиций нейроанатомии.

Доктор Stefano Di Bella и коллеги2 полагают, что более точным названием для фрески было бы “Рождение Адама”. В скалистом пейзаже, на фоне которого изображен Адам, они видят контуры женского тела, а в очертаниях группы с центральной фигурой Бога – матку после родов, которая располагается в точности над лоном предполагаемой женщины, т.е. в проекции того места, где находится матка и откуда человек появляется на свет.

zhenskoe-telo-taz.png
Контуры женского тела (слева) и продольный срез малого таза женщины с расположенной там маткой (справа).

freska-tela-adam.png
Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз женского тела.
adam-taz.png
Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз поперечного среза малого таза женщины.

Обе версии выглядят достаточно обоснованными и правдоподобными. В то же время, сложно представить, чтобы один человек даже при усердных занятиях анатомией уловил внешнее сходство матки и головного мозга и решил зашифровать оба органа в одном изображении. Микеланджело, вполне возможно, и не подозревал, что на созданной им фреске можно разглядеть головной мозг или матку, но в том и состоит сила большого произведения искусства, что оно пробуждает воображение, каждый находит в нем что-то свое. Правда в глазах смотрящего на такое произведение, и ей порой совершенно не обязательно совпадать с истинным замыслом художника.

1 Meshberger FL. An interpretation of Michelangelo's Creation of Adam based on neuroanatomy. JAMA. 1990;264(14):1837-41.
2 Di Bella S, Taglietti F, Iacobuzio A, Johnson E, Baiocchini A, Petrosillo N. The "delivery" of Adam: a medical interpretation of Michelangelo. Mayo Clin Proc. 2015;90(4):505-8.

Другие статьи